Яндекс.Метрика
html counterсчетчик посетителей сайта

Вернуться: РОДИТЕЛЯМ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Социально-педагогическая защита

прав ребенка на образование

Право на образование закреплено в федеральных законах Рос­сийской Федерации «Об образовании» (1996 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и под­законных актах.

Социальный педагог может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:

— организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа­циям, связанным с реализацией права на образование: на­пример, имеет ли подросток право потребовать, чтобы <5ыло оценено соответствие государственным стандартам качества жизни детей обучение, воспитание, обслуживание, которое он получает в школе, интернате, поликлинике; могут ли уча­щиеся подавать жалобы на работников школы и участвовать в проводимой по этому поводу проверке и т. п. Эти и подоб­ные вопросы подробно регламентированы в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях,..». В случае необхо­димости к работе с детьми, родителями, представителями педагогического коллектива и школьной администрации привлекаются специалисты;

—  продумывать и инициировать разработку и реализацию в шко­ле программ правового просвещения;

—  выступать экспертом по факту соответствия отдельных ре­шений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

—  содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности (по разработке ученического Устава или Кодекса чести, правил правопорядка и т. п.);

—  представлять интересы ребенка (подготовка исков и заявле­ний, сбор необходимых документов, обращение к специали­стам и в необходимые инстанции).

В частности, достаточно сложным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми «группы риска», в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный ср1ок в открытое или закрытое специальное учреждение системы образования. В подготовке решения, подборе необходимых документов, сопровождении несовершеннолетнего социальный педагог играет активную роль.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям откры­того типа органов управления образованием относятся:

ü   специальные общеобразовательные школы открытого типа;

ü   специальные профессиональные училища открытого типа;

ü   другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Учреждения данного типа принимают для содержания, воспи­тания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих спе­циального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заклю­чения медико-психолого-педагогической комиссии с согласия не­совершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрыто­го типа органов управления образованием относятся:

ü   специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

ü   специальные профессиональные училища закрытого типа;

ü   специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законом Российской Федерации «Об образо­вании» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних» (1999 г.).

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных про­фессиональных училищах закрытого типа являются постановле­ния судьи или приговор суда.

В специальные (коррекционные) образовательные учрежде­ния закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необ­ходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреж­дениях. Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимы следующие документы:

 

ü   медицинские справки о состоянии здоровья, полученные от основных специалистов, и справка СЭС с места жительства;

ü   свидетельство о рождении (подлинник), паспорт; адресный листок убытия;

ü   постановление комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав (далее — КДНиЗП) о направлении несовершен­нолетнего в учреждение;

ü   постановление КДНиЗП о взимании (не взимании) платы с родителей;

ü   заключение ПДН;

ü   компрометирующие материалы;

ü   развернутая характеристика несовершеннолетнего;

ü   личное дело учащегося;

ü   справка об окончании класса школы;

ü   табель успеваемости за последний или текущий год;

ü   свидетельство о неполном среднем образовании;

ü   справка с места жительства о составе семьи, занимаемой жил­площади;

ü   справка с места работы родителей о заработной плате, других доходах семьи;

ü   документы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая защита

прав ребенка на охрану здоровья

Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога.

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на ох­рану здоровья можно отнести:

—  социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.);

—  щадящую корректировку индивидуальных качеств и контак­тов личности.

 

Основными требованиями к социально-педагогической деятель­ности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:

—  профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;

—  гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и береж­ного отношения к страдающим и больным детям, учет особен­ностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;

—  способность педагога сохранять собственное здоровье и обу­чать этому детей;

— умение предупреждать школьные неврозы и устранять социо-психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;

—  позитивное отношение к личностному росту ребенка, целе­направленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;

— учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;

—  сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и се­мьи с активностью самого ребенка в становлении его физи­ческого, психического, социального здоровья.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окру­жающих; по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследствен­ных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Определенные права в данном отношении имеют и несовер­шеннолетние, например:

—  право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и под­ростковой службах в порядке, устанавливаемом Министер­ством здравоохранения Российской Федерации, министер­ствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

— право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Фе­дерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

—  право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенно­стям несовершеннолетний, состоянию их здоровья и исклю­чающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

—  право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессио­нальной пригодности;

—  право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;

—  несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Отдельно рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарст­вами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональ­ную подготовку и переподготовку.

Для ухода за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заме­няющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Кроме того, эти дни могут быть поделены названными лицами по их усмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

Виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

 

—  вовлечение детей в деятельность по охране своего физиче­ского, эмоционального и социального здоровья;

—  обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, об­щего режима в школе и семье;

—  целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

—  формирование экокультуры детей;

—  пропаганда, в том числе на личном примере, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

—  информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;

—  контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни, соот­ветствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей

Это направление деятельности социального педагога в боль­шинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в поведении ребенка.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно закре­пленных позиций, согласно которым:

—  государство создает условия для получения адекватного об­разования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;

—  допускается сочетание различных форм получения образо­вания, в частности экстерната, семейного образования, само­образования;

—  образовательное учреждение в соответствии со своими ус­тавными целями и задачами может реализовывать дополни­тельные образовательные программы и оказывать дополни­тельные образовательные услуги (на договорной основе);

— образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры;

— образовательное учреждение имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками предоставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специаль­ных дисциплин сверх программы, предусмотренной учебным планом. Это может быть:

— курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранного языка и т. п.;

— кружковая работа по обучению игре на музыкальных инстру­ментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбитель­скому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т. п.;

— создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живо­писи, графике, скульптуре и т. д., т. е. всему тому, что на­правлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образова­тельных стандартов;

— создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровительные мероприятия.

 

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

—  выявляет социальную направленность личности (причаст­ность к «группам риска», лидерская направленность, аль­труистические установки и т. п.) и индивидуальную пред­расположенность к определенным видам деятельности;

—  совместно с психологом ведет учет детей с ярко выражен­ными способностями, если они относятся к категории риска, либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

—  добивается реализаций законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т. д., если они прибегают к до­полнительным образовательным услугам;

—  совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

—  проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

—  совместно с руководителями специализированных учреж­дений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

—  совместно с представителями администрации образователь­ного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая защита

прав несовершеннолетних на участие

в трудовой деятельности

В представлении большинства современных подростков работа выступает прежде всего как способ зарабатывания денег; интерес­ные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, их не при­влекают. В идеале они связывают свое будущее либо с высоко­оплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, юридических услуг, которая требует хорошего образования (что стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственности, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незаконными сред­ствами обогащения.

Предлагаемые образовательными учреждениями, молодежны­ми биржами труда и т. п. виды трудовой деятельности, имея ярко выраженную общественно полезную направленность, не находят достаточной популярности у подростков. Отсутствие у несовер­шеннолетних профессии (специальности), опыта работы и завы­шенные притязания делают их неконкурентоспособными на рынке труда.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:

—  легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т. п.);

— полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток и т. п.);

— нелегальную (торговля запрещенными законом товарами -наркотиками, оружием и т. п.).

 

Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого про­цесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подро­стковой и молодежной субкультуры. В связи с этим возрастает роль организованных форм трудоустройства несовершеннолетних.

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономи­ческую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способ­ствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, при­влечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства.

Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здоро­вью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков, разрабаты­ваемым предприятиями по согласованию с региональными органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, ра­боты с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес которых превышает установленные для них предельные нормы, а также рабо­ты, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Максимальная продолжительность рабочего времени в пе­риод каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет -24 часа в неделю и 4 часа в день.

В течение учебного года продолжительность еженедельного учебного и ежедневного рабочего времени учащихся не может пре­вышать половины максимальной продолжительности рабочего вре­мени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста в период каникул.

Выполнение работы учащимися подтверждается справкой с указанием вида работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой пред­приятием — организатором работ.

Трудоустройство учащихся на временную работу может осу­ществляться в организации независимо от форм собственности. Трудоустройство подростков на временную работу организуется при непосредственном участии органов государственной исполни­тельной власти, органов по труду, органов службы занятости, обра­зования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, профсоюзными, молодежны­ми, детскими и другими общественными объединениями.

Учащимся, работающим в свободное от учебы время, освоившим в процессе трудовой деятельности знания и умения по какой-либо профессии или специальности в соответствии с квалификационны­ми характеристиками, присваивается начальный квалификацион­ный разряд (класс, категория) исходя из требований по подготовке кадров на производстве.

Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места жительства и сви­детельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на работу оформляется договором в письменной форме с согласия профкома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаимные обязательства сторон.

При приеме учащихся на работу администрация обязана озна­комить их с характером работы, условиями труда, правилами внут­реннего трудового распорядка, разъяснить их права и обязанности, подробно проинструктировать по технике безопасности, производ­ственной санитарии и другим правилам по охране труда и пожарной безопасности. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию предприятия письменно за три дня.

Работа учащегося на предприятии должна быть прекращена также по письменному заявлению одного из родителей или заме­няющего его лица, либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы, либо по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещае­мости занятий.

При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квали­фикации, должности и времени работы. Это время включается в тру­довой стаж в соответствии с действующим законодательством. На основании справок предприятие, куда после окончания учебного заведения учащийся будет принят на pa6dby, должно внести соот­ветствующую запись в трудовую книжку.

Оплата труда учащихся, работающих на предприятиях в сво­бодное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки. Предприятие в установленных законом пределах может начислять учащимся до­платы к заработной плате и предоставлять им иные льготы и пре­имущества. Заработанные учащимися в свободное от учебы время денежные суммы выплачиваются им полностью в сроки, назначен­ные для выплат заработной платы на данном предприятии.

Несовершеннолетние могут привлекаться и к общественным ра­ботам. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предвари­тельной профессиональной подготовки, имеющие социально полез­ную направленность и выполняемые гражданами по направлению органов службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными видами общественных работ считаются:

—  уход за престарелыми и инвалидами;

—  помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в пе­риод каникул;

— сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных ра­бот и заготовок сельхозпродукции;

—  уборка территории городов, населенных пунктов, промыш­ленных предприятий;

— участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фон­да, объектов социально-культурного назначения; —  восстановление историко-архитектурных памятников, ком­плексов, заповедных зон;

—  сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта, почты и связи;

— помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

— экологическое оздоровление регионов (озеленение и благоус­тройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);

— помощь в организации масштабных мероприятий культур­ного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т. д.);

— участие в проведении федеральных и региональных общест­венных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т. д.) и др.

 

Направление на общественные работы осуществляется орга­нами государственной службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудо­вой договор сроком до шести месяцев и с правом его продления по соглашению сторон. При заключении трудового договора следует предусматривать и учитывать период проведения работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда; оплату труда, распространение на работников льгот и пре­имуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.